Учитель-дефектолог – это специалист, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.
Целью работы учителя-дефектолога является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- прогноз возможных трудностей обучения учащихся с ОВЗ на начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
- своевременное использование специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности;
- оказание помощи педагогам и родителям учащихся с ОВЗ в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Основными направлениями работы, обеспечивающими комплексный подход к ее организации, являются: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.
В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения.
Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. На занятиях осуществляется индивидуально-ориентированный и дифференцированный подходы, развиваются компенсаторные возможности каждого ученика.