Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации").
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации").
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ определяются непосредственно частями 5, 6 ст. 41 и ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 марта 2021 г. № 115.
Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
1. О специально оборудованных учебных кабинетах
В школе не имеются специально оборудованные учебные кабинеты для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако, при необходимости, помещения могут быть использованы для учебного процесса данной категории детей. Учебные кабинеты приспособлены для проведения занятий: рекреационные и лестничные пролеты оснащены поручнями, оборудованы широкими дверями, возможность передвижения между этажами осуществляется с помощью кресло-коляски инвалидной, двух лифтов.
2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеются кабинеты для проведения практических занятий по химии, физике, английскому языку, технологии, ИЗО, музыке и др. Кабинеты специально не оборудованы для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако, при необходимости, помещения могут быть использованы для учебного процесса данной категории детей. Учебные кабинеты приспособлены для проведения практических занятий: рекреационные и лестничные пролеты оснащены поручнями, оборудованы широкими дверями, возможность передвижения между этажами осуществляется с помощью кресло-коляски инвалидной, двух лифтов.
3. О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Возможность передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в библиотеку, расположенную на 2 этаже, осуществляется с использованием лифта. Библиотека оборудована широкими проходами, двойными дверями. В библиотеке имеется возможность работы с персональным компьютером, электронными образовательными ресурсами, имеющими версию для слабовидящих.
4. Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивные залы и тренажерный зал оборудованы широкими проходами, двойными дверями. Залы специально не оборудованы для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, но в них возможно проведение занятий с детьми с незначительными нарушениями и детьми с нарушениями речи.
5. О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Перечень средств
п/п | Наименование | Ед. изм. | Кол-во |
1. | Средства обучения маломобильных групп населения | ||
1.1 | Стол рабочий для учащихся с детским церебральным параличем, регулируемый по высоте | шт. | 2 |
1.2 | Опора для сидения | шт. | 2 |
2. | Информационные средства для людей с ограниченными возможностями | ||
2.1 | Бегущая строка | шт. | 1 |
2.2 | Панель индукционная переносная | шт. | 1 |
2.3 | Система информационная настенная "Исток М2" | шт. | 1 |
2.4 | Информационный терминал ISTOK 42P с сенсорным экраном 42" | шт. | 1 |
6. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализована безпороговая среда во всех помещениях здания школы, имеется пандус, беспроводная система вызова помощника "ПУЛЬСАР-3".
Перечень оборудования
№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Кол-во |
1. | Средства доступа маломобильных групп населения | ||
1.1 | Безпороговая среда во всех помещениях здания школы | ||
1.2 | Пандус | шт. | 1 |
1.3 | Лифт | шт. | 2 |
1.4 | Кресло-коляска инвалидная (Н007) | шт. | 1 |
1.5 | Беспроводная система вызова помощника "ПУЛЬСАР-3" | шт. | 1 |
1.6 | Алюминиевая полоса с резиновой вставкой | м.п. | 30 |
1.7 | Алюминиевый угол с резиновой вставкой | шт. | 2 |
1.8 | Противоскользящее покрытие - антикаблук | кв.м. | 20 |
1.9 | Противоскользящая полоса на самоклеящейся основе | м.п. | 30 |
1.10 | Самоклеящийся угол | м.п. | 30 |
1.11 | Наклейка противоскользящая полоса | м.п. | 33 |
1.12 | Единичные опорные поручни | шт. | 5 |
1.13 | Скамейка для инвалидов | шт. | 1 |
2. | Санитарные узлы для маломобильных групп населения | шт | 4 |
2.1 | Поручень стационарный | шт | 4 |
2.2 | Поручень откидной | шт | 8 |
2.3 | Раковина с поручнем GAIUS SENIOR | шт | 4 |
2.4 | Мнемосхема санузла | шт. | 4 |
2.5 | Крючок для костылей | шт. | 4 |
2.6 | Система вызова помощника "ПУЛЬЛСАР-3" | шт. | 4 |
2.7 | Зеркало для инвалидов | шт | 4 |
7. О специальных условиях питания
Для организации питания обучающихся в школе имеется столовая.
Организация питания обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной услуги.
Предоставляется ежедневное меню для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к объектам питания соответствует нормативным документам в части обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Организация питания в образовательной организации
8. О специальных условиях охраны здоровья
Для оперативного реагирования на возможные проблемы со здоровьем обучающихся функционирует медицинский пункт.
Медицинский пункт включает следующие помещения: кабинет психолога, кабинет логопеда, медицинский кабинет врача, процедурный кабинет, прививочный кабинет, изолятор (с санузлом совмещенным с комнатой уборочного инвентаря).
Обучающиеся и родители (законные представители) могут обратиться за помощью к педагогу-психологу, учителю-дефектологу и логопеду.
9. О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения образовательной деятельности обучающимся предоставляется доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Для защиты от информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, применяется система контентной фильтрации.
Имеется информационный терминал ISTOK 42P с сенсорным экраном 42".
10. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт школы имеет версию для слабовидящих в соответствии с ГОСТ 52872–2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".
Цифровые образовательные платформы
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
При работе с ЭОР для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено переключение сайтов в режим "Версия для слабовидящих".
11. О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Имеются 2 стола рабочих для обучающихся с детским церебральным параличем, регулируемых по высоте, система информационная настенная для слабослышащих "Исток М2".
12. О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат отсутствуют.
13. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие и интернат отсутствуют.